Visa issues

Since the mid-1990s the development of the relationship between the Russian Federation and EU Member States has been accompanied by steady growth in the number of mutual visits of their citizens. Establishment of the Schengen area with a common visa policy within the EU contributed to that. The intensity of mutual visits further increased with the enlargement of the EU and the Schengen area to countries of Central and Eastern Europe that have traditional ties with Russia. Consequently, visa issues took an important place on the Russia  EU agenda.

Russia and EU Member States are bound by commitments undertaken within the OSCE to gradually simplify and administer flexibly exit and entry procedures, and to consider possibilities for reciprocal abolition of entry visas. Freer movement and contacts among our citizens are also important in the context of the protection and promotion of human rights and fundamental freedoms.

At the first stage attention was primarily paid to liberalising the existing visa regime. In 2006 the Parties concluded the Agreement on facilitation of issuance of visas. The Agreement envisages a simplified visa issuance regime for a number of categories of persons, notably businessmen; students; persons participating in scientific activities and in international sports events; close relatives of persons legally residing in Russia or an EU Member State. On the whole the Agreement is working well. A specially designated Joint Committee carrying out control over the implementation of the Agreement contributes to that. Its 13th meeting took place on 24 April 2018 in Brussels.

In 2011 Russia and the EU launched negotiations in order to further facilitate cross-border travel regime for their citizens. It was foreseen in particular to extend categories of persons entitled to multiple-entry visas with up to five years term of validity and broaden the list of persons waived from visa fees. Besides, it was planned to entitle additional categories of citizens to enjoy visa-free regime.

In parallel, the so-called Russia – EU visa-free dialogue was launched in 2007. It covered four thematic blocs: 1) document security, including biometrics; 2) illegal migration, including readmission (i.e. admitting back persons illegally staying in the territory of one country to the country where they arrived from); 3) public order and security; 4) external relations.

The exploratory phase of the visa-free dialogue was concluded in March 2010 allowing the assessment of relevant Russian and EU legislative and administrative practices.

Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе
+322-375-66-29, 374-63-47
+322-374-63-47
/
ru en

Визовые вопросы

С середины 1990-х годов развитие отношений между Российской Федерацией и странами Европейского союза сопровождалось последовательным ростом числа взаимных поездок граждан. Свою роль в этом сыграло создание в ЕС т.н. Шенгенской зоны с единой визовой политикой. С расширением Евросоюза и Шенгенской зоны на территорию государств Центральной и Восточной Европы — стран, с которыми Россия имеет традиционные связи, — интенсивность взаимных поездок граждан России и Евросоюза еще больше увеличилась. Как следствие, визовые вопросы заняли важное место в повестке отношений Россия–ЕС.

Россия и государства-члены ЕС связаны обязательствами в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) постепенно упрощать и гибко управлять процедурами выезда и въезда, а также рассмотреть возможность взаимной отмены въездных виз. Более свободное передвижение наших граждан и контакты между ними важны и в контексте защиты и продвижения прав и основных свобод человека.

Россия и ЕС начали проработку вопроса о либерализации визового режима. В 2006 году стороны заключили Соглашение об упрощении выдачи виз. Новые правила распространились на предпринимателей, учащихся, научных работников, спортсменов, близких родственников лиц, законно проживающих на территории России и стран ЕС. Соглашение в целом работает успешно. Этому способствует и специально созданный для контроля за выполнением Соглашения Совместный комитет, очередное, 13-е по счету, заседание которого состоялось 24 апреля 2018 года в Брюсселе.

В 2011 году Россия и Евросоюз приступили к переговорам по дальнейшему упрощению режима трансграничного передвижения граждан. Предусматривалось расширение круга лиц, которым могут выдаваться многократные визы сроком действия до пяти лет, а также лиц, освобождаемых от уплаты консульских сборов. Кроме того, планировалось предоставить некоторым дополнительным категориям граждан возможность безвизового въезда.

Параллельно в 2007 году Россия и ЕС запустили т.н. безвизовый диалог. Работа охватывала четыре тематических блока: 1) защищенность документов и биометрических данных; 2) незаконная миграция, включая реадмиссию (возвращение лиц, незаконно пребывающих на территории одной из сторон, в страну, из которой они прибыли); 3) общественный порядок и безопасность; 4) внешние связи. 

В 2010 году завершилась исследовательская стадия безвизового диалога, позволившая изучить соответствующие законодательную базу и правоприменительную практику России и ЕС. 

На оперативной стадии безвизового диалога стороны в декабре 2011 года одобрили перечень совместных шагов по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан. В 2012–2013 годах состоялся обмен оценочными миссиями и докладами о реализации «совместных шагов». По мнению российской стороны, в результате проведенной работы все условия для начала переговоров о заключении Соглашения об отмене визовых требований для граждан России и ЕС были выполнены. 

Однако в марте 2014 года Европейский совет принял решение об одностороннем временном приостановлении как безвизового диалога, так и переговоров о модернизации Соглашения об упрощении выдачи виз в рамках пакета рестриктивных мер против России в связи с событиями на Украине.