Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе
+322-375-66-29, 374-63-47
+322-374-63-47
/
ru en
24 марта

Крым: десятилетия украинской аннексии и антигуманные санкции

Статья заместителя Председателя Совета министров Республики Крым – Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте Российской Федерации Г.Л.Мурадова

В этом году отмечается шестая годовщина воссоединения Крыма с Россией. 

Результаты Общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе в соответствии с нормами международного права, крымской и украинской (статья 138 пункт 2) конституций и Уставом ООН свободным, демократическим волеизъявлением жителями Крыма, несомненно, явились актом восстановления исторической справедливости.

По прошествии шести лет мы все больше убеждаемся в правильности данного решения, так как оно было единственным верным в складывающейся на тот момент ситуации нависшей над Крымом войны и угрозы этнических чисток. Сегодня, наблюдая происходящее в соседней стране, на Украине, где до сих пор продолжается кровопролитная гражданская война, мы наглядно видим, что могло бы произойти в Крыму и Севастополе.

Тогда, шесть лет назад, в крупнейших городах полуострова – Симферополе, Севастополе, Ялте и других, – перед избирательными участками, где проходило голосование за вступление в РФ, стояли длинные очереди граждан. 97% граждан Крыма проголосовали за вхождение полуострова в состав России.

С самого начала это было проявление подлинного патриотизма крымчан. Вы спросите: какого? Отвечу – русского. На протяжении десятилетий искусственного политического отделения от России, а фактически украинской аннексии, жители полуострова считали Россию своей большой землей, а себя считали русскими.

А теперь дадим ответ и на второй вопрос: с каких пор эта территория стала для украинцев «своей»?  Последним международно-правовым актом в отношении Крыма с точки зрения его легитимности и правовой чистоты был Манифест Екатерины Великой от 8 апреля 1783 года о вхождении Крыма в состав Российской Империи. И с тех пор, вплоть до 1954 года, Крым был и оставался российским.

«Украинским» без соблюдения законодательных процедур Крым стал исключительно благодаря щедрому подарку коммунистического правителя СССР Никиты Хрущева в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией.

Решение это было незаконным даже с точки зрения советского права.  Уже не говоря о том, согласна ли была Российская Федерация, в которую исторически входила Крымская область России. Сами крымчане в принятии этого решения тоже не участвовали.

Важно об этом напомнить читателю: все эти годы совершенно незаконно часть российской территории пребывала сначала в составе Украинской ССР, а потом, с 1991 года, в составе независимой Украины. До 1991 года последствия украинской аннексии скрадывались фактом существования общего Советского Союза, в который входила Украина. Но от этого факт воровства у Российской Федерации принадлежащего ей Крыма не должен оставаться незамеченным!

Подчеркну и следующий малоизвестный для международной общественности факт – референдум весной 2014 года был далеко не первым, когда крымчане наотрез отказывались быть украинцами. 

Первым был референдум января 1991 года, в соответствии с которым Крым заявил, что категорически не хочет находиться в составе Украины, а хочет стать участником будущего обновленного состава СССР.  Через несколько месяцев, в сентябре 1991 года Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Крыма, в которой Крым был объявлен участником Союзного договора, то есть СССР, а в феврале 1992 года было принято новое название республики – Республика Крым. Республиканским движением Крыма было собрано 247 тыс. подписей за проведение референдума о независимости Крыма (по закону необходимо было собрать 180 тыс. подписей). Верховный Совет Российской Федерации 21 мая 1992 года признал антиконституционным акт 1954 года о передаче Крымской области и Севастополя из состава России в состав Украины.

А в январе 1994 года Крым взял курс на объединение с исторической родиной. Ответом на активность крымского руководства стало принятие властями Украины в 1995 году закона «Об отмене конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым», который лишил крымского президента Юрия Мешкова должности, а полуостров — суверенитета. Более того, Украина ввела на полуостров почти 60-тысячный воинский контингент. Здание парламента Крыма было захвачено – украинские пулеметчики сидели на каждом этаже. Этим насильственным актом существовавшая на тот момент Республика Крым была фактически ликвидирована.  Вопреки воле крымчан и жителей Севастополя власти Украины незаконно 17 марта 1995 года отменили конституцию Крыма.

19 последующих лет Крым был заложником российско-украинских отношений. Жители Крыма и Севастополя насильно украинизировались. После государственного переворота в Киеве зимой 2014 года народ Крыма, особенно русское население, прекрасно понимало, какими могут быть последствия этого драматического события. Крымчане хорошо помнят, как разъяренные украинские националисты и последователи эсесовского коллаборациониста Степана Бандеры избивали их, поджигали проезжавшие по территории Украины автобусы с жителями региона. Прозвучавшее с трибуны киевского Майдана заявление лидера партии «Свобода» Олега Тягнибока о необходимости запрета русского языка на всей территории Украины и даже введения уголовного преследования за его использование – это не следствие экзальтации во время митинговой речи. Сразу Верховная рада поставила вопрос об отмене закона о региональных языках, в числе которых был и русский язык, первым в своей повестке дня. И он впоследствии был отменен. В Крыму и Донбассе, где люди говорят исключительно на русском языке, этот шаг новой украинской власти восприняли как враждебный. Затем последовали угрозы о направлении в Крым поездов с вооруженными украинскими националистами.

Это был фон, обусловивший реакцию крымчан на референдуме в марте 2014 года. Подчеркну, что Республика Крым провела легитимный референдум, который соответствовал конституции Крымской автономии. Напомню, что Крым был в составе Украины автономной республикой, а не областью унитарного государства.

Международное право подразумевает, что в случае подобных ситуаций, когда нависает угроза этнической чистки или войны для какого-то народа, особенно если он выделен в качестве автономного образования, как было в случае с Крымом, безусловно действует принцип самоопределения. Поэтому в Крыму и действовал в полном объеме принцип права народа Крыма на самоопределение, на собственное спасение.

Поэтому дело не в легитимности, а в политических целях тех, кто заявляет о нарушении международного права в случае с Крымом.

А теперь о санкциях, кстати, введенных в обход Совета безопасности ООН, и поэтому незаконных.

Украина и западные страны своими действиями по установлению блокады пытались довести жителей Крыма и Севастополя до гуманитарной катастрофы, превратить полуостров Крым в безлюдную пустыню. Потребовались огромные средства на ликвидацию последствий блокады, исчисляющиеся, по разным оценкам, в 1,3 триллиона рублей. Далее последовали и прямые террористические атаки. Так, в результате подрыва зимой 2015 года украинскими террористами линий электропередачи, Крым более месяца находился на грани замерзания. В тот момент в больницах и на операционных столах находились сотни больных. Их жизнь была поставлена под угрозу террористами.

Неправомерные санкции стали фактором, способствовавшим гуманитарной блокаде Крыма, и привели к массовым нарушениям прав человека в регионе со стороны Украины и стран Запада. Они лишили население полуострова доступа к теплу, электричеству, к воде и коммуникациям, ограничили, вопреки существующим конвенциям, свободу передвижения граждан, свободу общения с семьями и родственниками диаспоральных сообществ Крыма, стали преградой для сотрудничества в образовательной и других сферах и, в конечном счете, нарушают его права на развитие. Об этом, в частности, свидетельствуют данные специального докладчика ООН по вопросам негативного воздействия односторонних принудительных мер на права и свободы Идриса Джазаири, обнародованные в 2017 году. Но его доклад, также, как и доклад спецпредставителя генерального секретаря Совета Европы, швейцарского дипломата Жерара Штудмана, который лично посетил Крым в 2016 году, почему-то искусственно замалчиваются на Западе.

Гражданам западных стран препятствуют в их поездках в Крым. Их судам и самолетам запрещено пользоваться портами Крыма и его аэропортами. Жителей полуострова не пускают в западные страны, даже к своим родственникам и семьям.  По существу, объявлена преступная тотальная блокада Крыма.

Как и большинство здравомыслящих людей в мире, убежден, что политика санкций конфронтационна и опасна. Прекращение этого вопиющего массового нарушения прав человека и снятие тотальных санкций, введенных в отношении жителей Крыма, необходимы, прежде всего, для обеспечения международной безопасности и стабильности на европейском континенте, восстановления конструктивных отношений с Россией. Кроме роста напряженности и возникновения фактически с нуля военной угрозы больше ни к чему эта политика Запада не привела. И многие из наших западных партнеров, как мы смогли убедиться, ищут пути выхода из данной тупиковой ситуации.

В Европе уже сейчас вырисовывается тенденция усиления позиции партий и общественных сил, выступающих за прекращение конфронтации с Россией. Однако для реализации этих действий надо обладать политической волей и желанием. В Крыму и в России на это все еще рассчитывают.