Постоянное представительство Российской Федерации при Европейском союзе
+322-375-66-29, 374-63-47
+322-374-63-47
/
ru en

Кризисное регулирование

Отношения между Россией и Европейским союзом в военной сфере являются одним из важных направлений работы в рамках «дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности.

Впервые вопрос о налаживании двустороннего диалога в области безопасности и кризисного регулирования был поднят на саммите Россия-ЕС в Париже в октябре 2000 года. Там была принята «Совместная Декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности». В ней ставились следующие задачи:

  • учредить на соответствующем уровне и в соответствующем формате специальные консультации по вопросам безопасности и обороны
  • развивать стратегический диалог, в частности по вопросам безопасности, затрагивающим Российскую Федерацию и Европейский союз
  • расширять спектр регулярных консультаций на экспертном уровне по вопросам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения
  • развивать сотрудничество в области оперативного управления кризисами

В развитие парижской декларации в мае 2002 года на саммите Россия-ЕС в Москве принято совместное заявление, в котором был зафиксирован следующий перечень вопросов для регулярного обсуждения:

  • предотвращение конфликтов
  • разминирование
  • возможное использование Евросоюзом российских широкофюзеляжных транспортных самолетов

С 2006 года военное сотрудничество между Россией и Евросоюзом приобрело положительную динамику. Этому во многом способствовала положительная реакция председательствовавшей в то время в ЕС Австрии на российские предложения по направлениям взаимодействия в военной сфере.

Начиная с 2006 года, регулярно стали проходить встречи между Начальником Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации и Председателем Военного комитета ЕС. В мае 2007 года генерал армии Ю.Н.Балуевский выступил перед Военным комитетом ЕС в рамках неформальной части его заседания на уровне начальников генеральных (главных) штабов.

В июне 2007 года состоялся визит в Брюссель Министра обороны РФ А.Э.Сердюкова, в рамках которого имела место встреча с Высоким представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой. В ходе обмена мнениями были подтверждены намерения сторон развивать сотрудничество в военной сфере и в области внешней безопасности.

Кроме того, были организованы три раунда консультаций экспертов Министерства обороны РФ и Генерального секретариата Совета ЕС. На мероприятиях, прошедших 9 февраля и 27 сентября 2006 года в Брюсселе и Москве, был обсужден широкий спектр проблем в области кризисного регулирования, прежде всего общие подходы России и ЕС к этому процессу. На московских консультациях российские представители передали есовской стороне проект графика мероприятий по военной линии на 2006 -2007 годы.

Продолжается практика участия российских представителей в Ознакомительных курсах ЕПБО, организуемых в рамках Европейского колледжа обороны и безопасности. Приглашения на эти курсы российская сторона получает регулярно, с периодичностью примерно два раза в год.

Дважды в год военный штаб Евросоюза проводит для российской стороны информационные брифинги по командно-штабным учениям кризисного регулирования (КШУ «Милекс» - в первой половине года, КШУ «Кризмекс» с участием гражданского компонента - осенью).

Во второй половине 2009 года состоялись контакты с руководством Европейского оборонного агентства (ЕОА), включая визит Директора Федеральной службы по Военно-техническому сотрудничеству М.Дмитриева. Достигнута договоренность изучить возможность участия российских экспертов в заседаниях рабочих групп ЕОА по вопросам, представляющим взаимный интерес в области создания новых образцов вооружения и военной техники, а также модернизации и обслуживания образцов, стоящих на вооружении.

Существенным событием в российско-есовском сотрудничестве в военной сфере стало согласие России принять участие в операции ЕС в Чаде и Центральноафриканской Республике. Политическое решение о направлении российского воинского контингента было принято Президентом России в конце января 2008 года.

В соответствии с президентским Указом российская авиационная группа (120 военнослужащих, четыре вертолета МИ-8) принимала участие в операции кризисного регулирования ЕС в Чаде/ЦАР с 5 января до 15 марта 2009 года.

Вклад контингента ВС РФ в успех операции Евросоюза оценен руководством ЕС как значительный. Отмечен высокий уровень профессиональной подготовки, готовность и способность российских вертолетчиков выполнять поставленные задачи в сложных условиях.

В декабре 2009 года в Брюсселе были проведены консультации представителей Министерства обороны и МИД РФ с сотрудниками Генерального секретариата Совета ЕС и военного штаба по извлечению уроков из участия российского воинского контингента в операции Евросоюза в Чаде/ЦАР.

Другим примером успешного практического взаимодействия является координация усилий в борьбе с пиратством у берегов Сомали. Она осуществляется с момента начала операции Евросоюза «АТАЛАНТА» (декабрь 2008 года) и активно развивается. Проведенные консультации экспертов (январь 2009 года - Брюссель, ноябрь 2009 года - Москва), многоуровневый обмен информацией и тактическая координация в море - все это позволяет России и Евросоюзу более эффективно использовать ресурсы для решения поставленных задач и своевременно оказывать друг другу поддержку в случае необходимости. С организационной точки зрения взаимодействие в водах Аденского залива представляет собой вариант проведения РФ и ЕС двух параллельных операций при тесной координации действий.

В январе 2010 года состоялась встреча Начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерала-армии Н.Е.Макарова и Председателя Военного комитета ЕС Х.Сюрена, в ходе которой был придан дополнительный импульс развитию сотрудничества в сфере безопасности и обороны.